Июнь подкрался незаметно. Казавшаяся глупой, детская мечта... сбылась!
По чистой случайности, уходя со скалодрома, как обычно поздно, в глаза кинулась листовка с непонятным названием, с ничего не значащими для меня словами... БАМ! Что такое? Почему я этого не понимаю/не знаю? Вспышка любопытства. Конец приема заявок - сегодня. С таким трепетом я ехала домой, чтобы посредством интернета узнать подробности. Экспедиция. Республика Тыва. Месяц полевых условий. Степь. Раскопки. Песок и камни.
И понеслась. Анкета. Фотки. Справки. Эссе. Месяц томительных ожиданий. Хотя вру, нет, не томительных. Отправляя анкету я и не надеялась что меня возьмут. А через месяц мне пришло письмо счастья - первая смена, июнь, я еду!
Рюкзак собран, мысли в хаосе, я в предвкушении. Одна, без друзей-знакомых. Родные в шоке. Предстоит месяц в степи. Месяц с такими же людьми как я, с похожими мыслями, с невероятным позитивом - это я уже знала наверняка. Без связи, без интернета.
Самолет-аэрофлот-посадка. Я в Абакане. Девяти-часовой переезд до Кызыла и там еще 30 км до лагеря. Ощущения будто я снова вернулась в детсво. Пионерский лагерь - невероятно! Мы были первым заездом из трех, самым крупным. 80 человек волонтеров, примерно 28 регионов России и 5 зарубежных представителей.
Обалденные люди. Много информации. Много событий. Насыщенность. Мне этого не хватало давно.
Обустройство лагеря.
Подъем на гору толпой. Ова. Змеи. Пыльныйт ветер. Божественная акация. Степь.
Открытие 5-го сезона. Алтын Булак - юрты, горы, коршуны. Так прошла первая неделя.
Раскопки. Камни. Песок. Мошки. Жара.... и так каждое утро до обеда.
В первое мое дежурство по лагерю начался шторм. Те, кто был на раскопе не так сильно перепугались, у них всего лишь разорвало шатры. У нас же чуть ли не улетали палатки... Экстренное собрание. Сбор вещей. Страх в глазах. Шторм в степи это очень страшно.
Раскоп в 2 смены, чтобы на День России поехать на парад в Кызыл.
В первый вечер после приезда мы все знакомились и я сказала что скалолаз... и вот нас 11 человек более менее связаных со скалами-веревками взяли на восхождение на священную гору Хайыракан, освященную далай-ламой. Нас окурил шаман можжеавеловой веткой, обрызнул свежем молоком. Об этом восхождении писали в газетах, журналах и передавали в новостях. Мнения неодназначные. Сплетение шаманизма и буддизма иногда очень тесное, иногда очень радикальное. Здесь также как и с нашими раскопками - тувинцы по-разному относятся к тому что мы тревожим предков. Кстати шторм был в тот день когда вскрыли святилище - совпадение или нет, решать вам.
Воскресение - выходной. Нас повезли в город. Музей. Предыдущие артефакты. Памятники. Смотровая площадка. Сувениры-магазины.
Так прошла вторая неделя.
И снова пески, камни, кисточки. Лопата. И дух степного хана.
Загар по шортам. Лекции по археологии.
16 Поход на Енисей с аниматорами. Быстрый. Мощный. Сильный.Зной. Вечером дождь и мне прилитело в ногу кувалдой...Глупо. Смех и слезы. Мы играли в шахматы и нарды.
Потом 3 дня в лагере, на раскопы Михалыч не пускал, говорит - отдыхай после такого удара. Я купалась в старице и Енисее, загорала, мы рисовали плакаты к футболу. Пинг-понг. Филармония.
20 Посвящение в археологи. Грязь. Тачки. Раскрашенные ребята. Мука и конфеты. Поцелуй лопаты.
А в воскресение на соленые озера. Грязи.
Так прошла 3-яя неделя.
Потом опять раскопы. 2 дня. Поход вечером на Енисей. Я, Ира, Диана с Владом, Саша, Зухра, Паша с Варей, Сережа. Очень хорошо. 2 дня дежурства. Мы с Пашей строили плот, в жару залезали на баню,били друг другу татухи. Маркерами. Дремали, пропускали соревнования по борьбе, по дартцу. Доделывали плот. Уплывали на нем далеко-далеко, в конец старицы. Уходили с ребятами на Енисей, а потом, вдвоем, пошли вверх по течению, я нашла подкову. Искупались. Увидели рыбака с сыном, разговорились. Пили чай с костра. Это было волшебно и невероятно.
Решили уйти ночевать в горы. Оставалось очень мало дней. Думали сбежать, но в итоге мы с ним подошли к Михалычу и он без проблем отпустил.
Паша долго смоневался. Идти-не идти, идти-не идти. Мы говорили. Я видела его мучения. Он сказал что очень хочет, но ... но он нравится той девушке, он не может ее обидеть. Я вижу, он знает что у меня есть мч, я ничего не скрываю ни от кого. Он не знает что делать, он мучается. Я это вижу. Он решает идти. Я, Саша, Зухра, Сережа и Паша - 5 человек, 3 спальника, дрова, еда, вода. Мало дров, ребята пошли набрать еще. Ночь. Гора. Мы одни. Темнота. Звезды. Паша вернулся с клещом. Брр. Сняли.
Мы спали все вместе, чтобы не замерзнуть. У нас не застегивался один спальник. Временами было прохладно. На утро, с восходом стало тепло. Мы пропустили время раскопок (обещали вернуться к завтраку). Собрались. Спустились. Обед.
Закрытие лагеря.
Выезд на родник. Сборы. Спонтанное решение заехать на Красноярские столбы.
Отъезд. Я на автобусе, Паше не хватает места - он следом на такси.
День в Абакане. Вечерний поезд в Красноярск.
Хорошо что мы приехали с рюкзаками.